Норма пролактина в крови (РИА) составляют у мужчин 80 - 265 мкЕД/мл, у менструирующих женщин — 130 - 540 мкЕД/мл и у женщин в менопаузе — 107 - 290 мкЕД/мл.
Клиническое значение имеет патологическое повышение содержания пролактина, которое наблюдается при синдроме галактореи-аменореи: персистирующей после беременности (синдром Киари — Фроммеля) и не связанной с беременностью (синдром Аумады —дель Кастильо), которые в большинстве случаев обусловлены микропролактиномой и, реже, макропролактиномой. Синдром галактореи-аменореи может развиваться у лиц с хромофобной аденомой гипофиза (синдром Форбса — Олбрайта). В ряде случаев причиной гиперпролактинемии может являться краниофарингиома.
У мужчин это заболевание может протекать без галактореи и проявляться только нарушением потенции, поэтому всем мужчинам с импотенцией следует исследовать содержание пролактина в крови.
Содержание пролактина в крови может косвенно характеризовать размеры пролактиномы. Так повышение содержания пролактина более чем в 15—20 раз характерно для макропролактином, тогда как при микропролактиномах и идиопатической гиперпролактинемии повышение секреции пролактина менее значительно. Определение концентрации пролактина в динамике позволяет контролировать эффективность неоперативного или хирургического лечения синдрома галактореи-аменореи. Адекватное лечение приводит к нормализации содержания пролактина в сыворотке крови.
Гиперпролактинемия наблюдается также у больных с гипотиреозом, ХПН, раком бронхов, саркоидозом, гистиоцитозом X, некоторыми формами климактерического, предменструального синдромов и синдрома поликистозных яичников. Следует также упомянуть о повышении секреции пролактина при хроническом психогенном стрессе, некоторых физиологических состояниях и при назначении ряда медикаментов (антигистаминные препараты, нейролептики, трициклические антидепрессанты, фенотиазины, Нз-гистаминовые блокаторы, метоклопрамид, резерпин, эстрогены и др.). Содержание гормона увеличивается у женщин в середине менструального цикла, во время беременности, в период лактации.
В связи с большим числом физиологических и патологических факторов, стимулирующих секрецию пролактина, разграничение первичной, обусловленной опухолью гипофиза, и вторичной, или симптоматической, гиперпролактинемии нередко затруднительно. Во многих случаях правильной постановке диагноза способствует внимательное изучение анамнестических данных (используемые пациентом лекарственные препараты, наличие сопутствующих заболеваний и др.) и тщательная оценка клинических данных. Дополнительную информацию могут дать функциональные стимуляционные пробы с метоклопрамидом и тиреолиберином.
Проба с метоклопрамидом.
Проба основана на стимулирующем действии метоклопрамида, являющегося антагонистом дофаминовых рецепторов, на секрецию пролактина. Больному внутривенно струйно вводят или дают рег ОБ в порошке метоклопрамид (реглан, церукал) в дозе 10 мг. Кровь для определения содержания пролактина берут до, а также через 60, 90 и 120 мин после приема препарата. У здоровых людей отмечается повышение содержания пролактина в 7—10 раз с максимумом через 60—90 мин при внутривенном и через 90—120 мин — при пероральном введении препарата. У лиц с симптоматической гиперпролактинемией реакция ослаблена, а у больных с пролактиномой содержание гормона практически не изменяется.
Проба с тиролиберином.
Проба основана на том, что тиролиберин является физиологическим стимулятором секреции пролактина. Больному определяют содержание пролактина в крови до, а также через 15 и 30 мин после внутривенного струйного введения тиролиберина (протирелина) в дозе 100 мкг (доза для детей составляет 1 мкг/кг массы тела). Для здоровых людей характерно повышение содержания гормона в 6—20 раз у женщин и в 3—5 раз у мужчин через 15—20 мин после введения препарата. Низкая базальная секреция пролактина и незначительное повышение концентрации этого гормона после введения тиролиберина свидетельствует о недостаточном резерве пролактина, что наблюдается при гипопитуитаризме или изолированном дефиците ЛГ, ФСГ и пролактина. Проба позволяет дифференцировать изолированный дефицит гонадотропинов от конституциональной задержки полового развития, так как в последнем случае реакция пролактина на тиролиберин не нарушена.
У больных с пролактиномой, идиопатической, вторичной (при гипотиреозе, ХПН и т. д.) или медикаментозной гиперпролактинемией повышение содержания в крови пролактина минимально или отсутствует, поэтому проба не может использоваться для дифференциальной диагностики гиперпролактинемий.
Клиническая оценка содержания в крови АКТГ, ТТГ, ФСГ и ЛГ представлена в разделах, посвященных исследованию функционального состояния надпочечников, щитовидной и половых желез.
Для более быстрой и удобной оценки функции аденогипофиза (в основном при подозрении на пангипопитуитаризм) в настоящее время предложена проба на оценку гипофизарных резервов одновременно нескольких гормонов.
Комбинированная проба с инсулином, тиролиберином и гонадолиберином.
Проба основана на стимуляции секреции СТГ и АКТГ гипогликемией, ТТГ и пролактин - тиролиберином, а гонадотропных гормонов - гонадолиберином. При проведении данной пробы больному внутривенно (в течение 15—30 с) вводят одновременно несколько препаратов: инсулин (0,1 ЕД/кг), ТРГ (200 мкг) и ГнРГ (100 мкг) с последующим забором проб крови через 15, 30, 60, 90, 120, 150, 180 мин для определения содержания в плазме крови глюкозы, кортизола, СТГ, ТТГ, ПРЛ, ЛГЖ, ФСГ и АКТГ.
По другой методике предлагается сначала вводить инсулин и через 120 мин одновременно ТРГ и ГнРГ. Некоторые авторы рекомендуют вместе с ТРГ и ГнРГ внутривенно вводить в дозе 1 мкг/кг соматолиберин и кортиколиберин и отказаться от введения инсулина, однако преимущества данных модификаций пробы не доказаны, за исключением отсутствия риска развития гипогликемии.
Критерии оценки указанной выше пробы полностью соответствуют таковым, используемым при функциональной оценке секреции каждого гормона в отдельности (см. выше, а также соответствующие разделы).